Историко-культурная экспертиза земельного участка

состоит из двух логичных этапов:

  1. археологические исследования
  2. экспертиза результатов исследований по п.1

и проводится тремя возможными способами:

  • Путем привлечения аттестованного эксперта-археолога, который будет держателем разрешения на проведение археологических работ «открытого листа». Он самостоятельно проводит археологические исследования по п.1 и самостоятельно экспертирует результаты с выдачей Акта экспертизы.
  • Путем привлечения к археологическим исследованиям (п.1) археологическое бюро и последующим (п.2) привлечением к экспертизе отчета, полученного от археологического бюро, аттестованного эксперта. В данном варианте археологическое бюро получает разрешение на проведение археологических работ «открытый лист» в Министерстве культуры РФ, проводит археологические исследования и результатом выдает отчет. После этого, Заказчик привлекает по отдельному договору эксперта, имеющего аттестацию Министерства культуры РФ, который экспертирует отчет и выдает Акт экспертизы. Зачастую, привлеченное бюро берет на себя поиск такого эксперта и привлекает его к работам.
  • Путем привлечения организации-эксперта. В данном варианте, весь комплекс работ проводит единое юридическое лицо, имеющее в штате необходимое количество (не менее трех) аттестованных экспертов и археологов. Такая организация-эксперт по договору с Заказчиком делает весь комплекс работ по п.1 и п.2 и результатом выдает Акт экспертизы.

НПО НИСАР проводит в полном объеме мероприятия по проведению государственной историко-культурной экспертизы земельных участков по всей территории России.

Справочно:

22 Января 2015г вступили в силу изменения к Федеральному Закону №73 «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

В новой редакции Закона расширено обязательное применение государственной историко-культурной экспертизы. В частности, проведение историко-культурной экспертизы будет необходимо в случаях:

  • Планируемого проведения земляных, строительных, проектных и иных работ на земельном участке, в отношении которого государственный орган охраны объектов культурного наследия не имеет точных данных об отсутствии на данном земельном участке объектов культурного наследия.
  • Включения объектов культурного наследия в реестр;
  • Исключения объектов культурного наследия из реестра;
  • Изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
  • Отнесения объекта культурного наследия к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия, либо объектам всемирного культурного и природного наследия;
  • Утверждения проектов зон охраны и защитных зон объекта культурного наследия;
  • Проектирования работ по сохранению объектов культурного наследия;
  • Утверждения документации или разделов документации, обосновывающих меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия.

Государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с утвержденным Положением о  государственной историко-культурной экспертизе, с участием эксперта, прошедшего аттестацию Министерства Культуры РФ или экспертной комиссией из трех экспертов (экспертный совет).

Заключение государственной историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, который содержит однозначно понятный вывод экспертизы в отношении экспертируемого объекта экспертизы.

С 1 августа 2017 года Акт экспертизы выпускается в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью эксперта. Для получения окончательного решения по результатам историко-культурной экспертизы, необходимо подать в государственный орган охраны объектов культурного наследия Акт экспертизы и всю сопроводительную документацию.